search
top

Готовь сани летом!

Лето в разгаре! В прямом и в переносном смысле. Но и это когда-нибудь закончится.
Уже сшиты, заявлены и сданы квилты на фестивали в Суздаль, Иваново и Москву.
Самое время подумать о следующем фестивале – январь 2014г., Санкт-Петербург, «Традиция».

Положение Вы найдёте в соответствующем разделе нашего сайта. Обязательно прочитайте его полностью. А ниже – основные пункты, которые надо выполнить всем, кто примет решение сшить квилт на конкурс или подобрать из уже сшитого за 2012-2013г.г.
Итак:
- тема — «Если на небе зажигаются звёзды…»;
- техники шитья
- лоскутное шитьё, ручная аппликация, стёжка, ручная или машинная;
- участники – отдельные мастера или коллективы;
- номинации – традиционный квилт и современное прочтение традиционных техник и орнаментов;
- размер – по вертикали от 100см до 150см (+/-10%), по горизонтали от 100см до 150см (+/-10%);
- срок подачи заполненной и подписанной заявки и фотографий – до 30 ноября включительно;
- фотографии (1. работы полностью, висящей вертикально на стене, 2. фрагмента лицевой стороны квилта, 3. фрагмента изнаночной стороны) и заявки принимаются по почте (195196 Санкт-Петербург, а/я 50, Концевой М.В.) или по эл.адресу: mvkon@rambler.ru.
Готова ответить на любые вопросы, касающиеся фестиваля.
Удачи!
До встречи!

Традиция в квилте. Что это такое?

Эта статья была опубликована в журнале

«Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё»

в №9-10 за 2010 год.

Осень…

Приближается конец года. Обычно это время подведения некоторых итогов. Поскольку Вы читаете специализированный журнал, речь пойдёт, конечно же, о лоскутном шитье.

В этом году мне довелось побывать на нескольких выставках и фестивалях лоскутного шитья как у нас в стране, так и за рубежом.

Что меня удивило и расстроило как преподавателя лоскутного шитья, так это невнимание (или совсем слабый интерес) к традиционному квилту на большинстве из фестивалей, которые я посетила. Будь то «Лукоморье» или Эльзасский фестиваль, конкурс «Чудесных мгновений» или встреча европейских лоскутниц в Ашаффенбурге. Исключением явилась только ежегодная встреча членов гильдии мастеров лоскутного шитья Германии в Дортмунде.

Ещё раз подчеркну, пишу о мероприятиях, которые я посетила лично.

 

К сожалению, некоторые конкурсы даже не предполагали номинации «Традиционный квилт», что вызывает недоумение и разочарование, прежде всего, у непрофессиональных лоскутниц. Не все умеют достаточно хорошо рисовать, чтобы создавать оригинальные композиции в технике аппликации, не «слизывая» рисунки у художников или других лоскутниц.

Такая же тенденция было отмечена и руководством гильдии лоскутниц Германии, когда в 2008 году на призыв, принять участие в конкурсе традиционного квилта, откликнулось меньше одного процента членов гильдии. А из 63 присланных работ было отобрано только 25. Остальные квилты не были допущены до конкурса по причине неудовлетворительного качества исполнения.

  • А если подумать, разве мы не начинали с шитья квадратов, полос и треугольников?
  • Разве не получались у нас замечательные одеяла и панно?
  • Разве это так уж просто – передать настроение геометрией?

Думаю, что это посложнее, чем пришить контуры женской головки (или дерева, кошки, собаки, вазы, цветка и т.п.) зигзагом на фон.

Чтобы понять, что же такое традиционный квилт, проведём небольшое лингвистическое исследование.

Латинский глагол tradere, от которого образовано слово традиция, означает передавать, завещать.

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова даёт следующее определение:

«Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.)».

Если мы говорим о понятии традиционный в применении к лоскутному шитью (квилтингу, пэчворку), то речь идёт, прежде всего, о различных способах или технологиях шитья, специфическом подходе к выбору цвета и т.п.

С тех пор, как человек стал вести оседлый образ жизни, квилты или лоскутные изделия в самых разнообразных видах стали появляться в быту.

Вот одна из классификаций лоскутных изделий, принятых в мире:

  • Квилты, верхний слой которых сшит из отдельных лоскутков соединительными швами так, что запасы швов (открытые срезы) располагаются с изнаночной стороны,
  • Квилты, выполненные в технике ручной аппликации и
  • Квилты, верхний слой которых представляет собой цельное полотно ткани.

Непременным условием отнесения изделия к традиционному квилту является его трёхслойная структура и наличие стёжки, соединяющей эти слои между собой.

  • Лоскутный верх обычно выполняется из отдельных блоков, называемых традиционными. Традиционные блоки в большинстве своём имеют имена (сруб, медвежья лапа, ананас и т.п.) и существуют так давно, что мало кто помнит, в какой стране они появились.

Часто бывает так, что некоторые из традиционных блоков появились независимо друг от друга в разных странах и соответственно имеют разные имена, но преимущественно это английские названия, переводить которые сложно, да и не нужно, пожалуй.

  • Аппликация в традиционных или близких к ним классических квилтах непременно выполняется вручную. Здесь допускается использование в оформлении квилта и прочих декоративных и фигуративных элементов, например, объёмных деталей, ручной вышивки, бусин и проч. Нельзя забывать только о чувстве меры. Бусины могут имитировать серединку цветка, глаз птички и т.п., но не усеивать половину поверхности изделия.
  • Третий вид традиционных квилтов основан прежде всего на искусстве ручной стёжки. Рисунки, используемые для выстёгивания, тоже выбираются из традиционных, известных давно. Это перья, повторяющиеся растительные или геометрические мотивы.

Законодателями мод в ручной стёжке являются, конечно же, лоскутницы из амишей.

Сегодня делается уступка в отношении стёжки. Она может выполняться не только вручную, но и на швейной машине. Но в одном квилте принято использование только одного вида стёжки: либо вручную, либо на швейной машине.

Региональные и климатические условия, конечно же, накладывают отпечаток на понятие традиционный квилт применительно к отдельно взятой стране. Каждая российская лоскутница тут же представляет красно-синие геометрические блоки.

Английский метод нашивания лоскутков на бумагу для последующего соединения в единое полотно, одеяла амишей из однотонных тканей, аппликации в стиле балтиморского квилта, подушки из шерстяных тканей с севера Европы, бути с юга Франции, аппликации мола, стёжка-вышивка сашико из Японии, гавайская аппликация и т.д. и т.д.

Этот перечень можно продолжать бесконечно. К счастью, мы все разные, и традиции у нас разные. Но для любой лоскутницы понятие традиционного квилта связано с аккуратно, опрятно и добротно сшитым изделием.

В этой связи хочу привести полушутливый-полусерьёзный ответ Тед Сторм, известного мастера из Голландии, на вопрос:

  • Чем отличается традиционный квилт от арт-квилта?
  • Традиционный квилт можно постирать без последствий для изделия, а арт-квилт – нет.

А сейчас я очень хочу поделиться с Вами впечатлениями от выставки традиционных и классических квилтов, состоявшихся в рамках встречи лоскутниц Германии в мае этого года в Дортмунде.

Эта выставка называлась «Традиция — связь прошлого с настоящим». На выставке были представлены:

  • старинные квилты из коллекции Эстер Миллер, представительницы общины амишей,
  • а также изделия, сшитые и выстеганные ею лично и её ученицами.
  • Кроме этого в экспозиции были представлены работы Тед Сторм и её учениц.

 

Такое тепло и уют, чувство домашней защищённости и покоя, мира и гармонии излучают эти работы.

Соседство старинных и современных экспонатов не создавало диссонанса, они не спорили, не толкались, если можно так сказать. Они оживили и согрели помещение, вызвали восхищение, восторг и желание создать что-либо подобное. Ничего сверхъестественного, всё знакомое – блоки, детали аппликации, аккуратная стёжка.

В помещении выставки была смонтирована рама, на которой ученицы Эстер Миллер выстёгивали одеяло, предназначенное для продажи на благотворительном аукционе.

Эстер Миллер и Тед Сторм с удовольствием делятся своими знаниями и рады любому вопросу. Это люди потрясающей душевной широты и щедрости.

 

Не устану благодарить судьбу за то, что мне посчастливилось познакомиться с этими мастерами и научиться у них видеть сложное в простом, выражать мысли при помощи всем понятных средств.

Хочу призвать всех, не стесняйтесь шить квилты из квадратиков и треугольников, но постарайтесь сделать это так, чтобы зрители поняли, что Вы хотели сказать своей работой, в каком Вы были настроении, когда создавали это изделие, чем хотели поделиться.

А мы подумаем о том, в какой форме предоставить Вам возможность, показать своё искусство. Например, организовать фестиваль традиционного квилта. Звучит заманчиво, не правда ли?

Удачи нам всем в этом благородном деле!

4 Коммент. to “Готовь сани летом!”

  1. Оксана:

    Огромное СПАСИБО за великолепную,содержательную статью!!!!!!!!
    Любовь и тепло вложено в произведения!!!!!!!!!!!!!!!!Всегда восхищаюсь талантам,вниманию,терпению!Прекрасные Творения!!!!!!!!!!!

  2. Людмипа:

    Спасибо за информацию, всё проглотила с огромным удовольствием

  3. Tatiana Connor:

    Есть вопрос — так странно, почему до сих пор нет квилтов-победителей, к чему такие долгие интриги? Разумнее было бы делать это до открытия, чтобы все посетители увидели работы, отмеченные жюри, а мастерицы понежились в лучах славы и пообщались с посетителями, как их создатели. Так делается во всём мире и это правильно. А то, что же это, под занавес на закрытии отметят тебя и всё и «ехай» домой… ? И сколько там будет народу это видеть на закрытии? Если сравнивать с количеством посетителей за всё время работы выставки? Обидно за девчонок!!!!

  4. Марина Концевая:

    Таня, спасибо за комментарий. Мы подумаем над этим, обсудим с коллегами.

Добавить комментарий для Tatiana Connor Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

top